❕ Водород часто называют топливом будущего, но не все знают, что у него — долгая славная история, в том числе связанная с блокадой Ленинграда. По случаю 80-летия полного освобождения Северной столицы от фашистов вспоминаем, какую роль в этом сыграл водород, дебютировав в качестве автомобильного топлива.

👤 Главным героем этой истории стал младший лейтенант Борис Шелищ, который наблюдал, как из аэростатов выпускают отработанный грязный водород, смешанный с другими газами и парами воды. Ему пришло в голову, что его можно использовать как топливо для механизмов и автомобилей — тем более что традиционный бензин был в дефиците.

⚙️ Сконструировав первый водородный двигатель, Шелищ снабдил им сначала лебедки, которые поднимали аэростаты в небо и возвращали их на землю, позже настала очередь и автомобилей: первый из них был представлен уже в 1942 году, а вслед за ним на водород перевели еще три сотни машин уже в Москве.  

📰 Впрочем, с завершением войны использование водородных двигателей отошло на второй план — бурное развитие нефтегазовой отрасли сделало бензин более доступным. И только в середине века газета «Правда» опубликовала статью о том, что сибирские ученые в 1968 году — на год раньше их американских коллег — нашли способ использовать водород как автомобильное топливо. Исследователям Сибирского отделения Академии наук СССР только предстояло узнать, что задолго до их разработки из подручных средств в тяжелых условиях блокадного Ленинграда эту работу успешно провел простой младший лейтенант Шелищ.

Нужна консультация?

Оставьте заявку и наш менеджер свяжется с вами

Согласен на обработку персональных данных
Получить консультацию